Это нужно помнить…
В преддверии 80-летия начала Великой Отечественной войны скорбного для каждого жителя Республики Беларусь дня 22 июня необходимо вспомнить о тех, кто выдержал все испытания военного лихолетья и остался верен гражданскому и профессиональному долгу.
О боевом прошлом медицинского персонала старейшего в Республике Беларусь лечебного учреждения – УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи» известно немного. Мемориальные доски на стене административного корпуса, расположенного по ул. Боткина, 2, на которых увековечены имена тех, кто в годы Великой Отечественной войны оказывал помощь раненым и больным защитникам города Могилева и погиб от рук фашистов, указывает на то, что в больнице активно действовал очаг антифашистского сопротивления.
Война для могилевчан началась 24 июня 1941 года, когда промышленные и военные объекты, а также жилые районы города подверглись массированной бомбежке немецкой авиации. С этого момента начинается подготовка города к обороне и эвакуации промышленных предприятий.
… В конце июня-начале июля 1941 года боевые действия развернулись на подступах к Могилеву. Героическая оборона города продолжалась 23 дня с 3 по 26 июля. До сегодняшнего дня некоторые историки не хотят признавать этот исторический факт. Это первый из советских городов, где фашистам был дан достойный отпор, и развеян миф о непобедимости немецкой армии. Защитники города Могилева сорвали планы быстрого наступления немцев на Москву. Город продолжал защищаться, когда немцы были под Смоленском.
За этот подвиг, спустя годы город Могилев в числе 15 городов Советского Союза был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
Несмотря на то, что немецкая авиация совершала налеты на город, начиная со второго дня войны, была реализована возможность создания глубоко эшелонированной круговой обороны силами частей 172-й и 110-й стрелковых дивизии под командованием генерал-майора М.Т.Романова и полковника В.А. Хлебцова, и других отдельных воинских частей при огромной поддержке жителей города.
Знаменитая телеграмма Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. в адрес командующего 13-й армией Герасименко В.Ф.: «Герасименко. Могилев под руководством Бакунина сделать Мадридом» вдохновила и придала силы не только воинам Красной Армии, но и жителям города, многие из которых вошли в состав подразделений народного ополчения и принимали активное участие в боевых действиях. (Герасименко В.Ф., генерал-лейтенант, командующий 13 армией; Бакунин Ф.А. командир 61 стрелкового корпуса).
Единственным лечебным учреждением на территории города была 1-я Советская больница, ныне учреждение здравоохранения «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи», где были сосредоточены раненые красноармейцы и горожане, пострадавшие при обстрелах.
На протяжении всей обороны, и уже после захвата города немецкими частями, в стенах этого учреждения оказывалась экстренная медицинская помощь раненым бойцам Красной Армии и раненым горожанам. К моменту занятия города немцами в отделениях больницы, рассчитанной на 560 коек, скопилось около 4-х тысяч раненых красноармейцев и горожан. Такое количество было возможно разместить, только заняв рядом расположенные дома. Учитывая это, вскоре немцами территория вокруг больницы была огорожена колючей проволокой, выставлены посты. В первый день оккупации немецкие солдаты пришли в больницу, сбили вывеску с названием больницы, провели обыски, приказали рассредоточить по разным местам военных и гражданских лиц. Это было сделано с целью подготовки к отправке раненых военных в концлагерь.
Для оказания медицинской помощи раненым военврачами 172–й СД было принято осознанное решение остаться с теми, кого они спасали и по их убеждению должны были продолжать спасать. Это был начальник госпиталя 172-й СД военврач 2-го ранга Кузнецов В.П. и командир 224-го отдельного медико-санитарного батальона военврач Паршин А.И. и врач Пашанин Ф.И.
Помощь им оказывали гражданские врачи и медицинские сестры, работавшие в больнице. Персонал больницы быстро перенес всех военных в корпус, где находились раненые гражданские лица. И там, за одну ночь врачи Дорошевич Антонина Ивановна, Николай Андреевич Ковальчук, И.И. Астапенко и Волчек переделали истории болезни, заменили документы командирам и коммунистам, определили их как рядовых бойцов, а многих как жителей города, пострадавших при обстрелах, и тем самым спасти от неминуемой гибели. Таким образом, было спасено более 1000 человек. В число спасенных попали И.Т. Васильцов, И.Е. Носов, М.А. Мальков, В. Чудовский, Я. Пыталов, Тодрик. Благодаря им, стало известно о людях, которые совершили гражданский и врачебный подвиг в первый месяц войны.
К концу августа 1941 года в больнице оставалось 1194 красноармейца и 193 гражданских лица.
Врачи Кузнецов В.П., Паршин А.И. и Пашанин Ф.И. совместно с местными патриотами, создали подпольную организацию, которая просуществовала до ноября 1941 года. За этот короткий период времени были спасены сотни советских людей, которых подпольщики переправили в партизанские отряды.
В ноябре 1941 года врачей-патриотов выдал местный провокатор. А 17 ноября 1941 года Владимира Кузнецова, Александра Паршина и Федора Пашанина казнили на Советской площади (ныне пл. Славы).
Страх смерти не остановил советских людей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками – продолжала действовать подпольная организация на территории больницы под руководством врача-коммуниста Макара Павловича Кувшинова. В ее состав вошли Станислав Викентьевич Мармулевский (главный врач), врачи Клавдия Алексеевна Влагина, Киселев К.Н., Мельник С.П. и работник кухни Петрова А.Г. Эти люди под страхом смерти собирали и переправляли партизанам медикаменты, перевязочный материал, выезжали в расположение партизанских отрядов для выполнения операций раненым патриотам.
В мае 1943 года члены подпольной организации были арестованы, в течение двух месяцев их зверски пытали, а 24 июня 1943 года казнили.
И даже после этого в больнице продолжали работать врачи-патриоты: Дорошевич Антонина Ивановна, Николай Андреевич Ковальчук и И.И. Астапенко (хирурги), Комарова Татьяна Фроловна (лаборант) и Жданович терапевт, медицинские сестры Г.В. Кулиш, В.А. Хлусович.
Эти данные стали известны благодаря воспоминаниям свидетелей, которые, будучи ранеными, находились в 1-й Советской больнице летом 1941 года. А уже спустя десятилетия поведали о боевом прошлом этих врачей и медицинских сестер. А также тех, кто укрывал красноармейцев после их излечения до переправки в леса. Это Мария Игнатьевна Конахова, Павел Кувшинников (отец врача Макара Павловича Кувшинникова), а также тетя Лариса (других данных о ней нет).
Т.Ф. Комарова врач-лаборант отвечала за службу переливания крови. С приходом немцев сумела тайно передать врачам сохранившиеся запасы крови, в которой нуждались многие раненные.
После того как стало известно в Женеве о тяжелом положении военнопленных в России, несмотря на то, что правительство Советского Союза не подписало конвенцию о военнопленных, и они по сути дела остались вне закона, Международная организация Красный Крест устроила инспекцию лагерей военнопленных и лечебных учреждений, расположенных на оккупированной немцами территории СССР. Под проверку попала и больница г. Могилева.
Известно отношение руководителя страны Советов Сталина И.В. к тем, кто попал в плен. Все они, кто был ранен, находился чаще всего в бессознательном состоянии и те, кто добровольно сдался в плен, считались врагами народа. Зная это, немцы, в задачу которых входило уничтожение народов СССР, с пленными не церемонились. Но при этом сохраняли видимость гуманного отношения к раненым военнопленным. Поэтому, срочно организовали видимость заботы о раненых военнопленных, для чего требовалось документальное подтверждение проводимого лечения – выполнения лабораторных анализов крови. Это было поручено Татьяне Фроловне Комаровой. Для нее появился шанс выходить за пределы больницы, тайно переправлять лекарства, перевязочный материал. А по тем анализам, которые она предоставляла немцам, многим красноармейцам переливалась кровь, что спасло им жизнь. Кроме этого раненые передавали письма с домашними адресами, в надежде, что они дойдут до родных. Эти письма уже после войны Т.Ф. Комарова разослала по всему Советскому Союзу. Так люди узнали о судьбе своих родных, многие из которых похоронены в Могилеве.
Врачи и медицинские сестры трудились практически сутками, могли выкроить для сна не более 2-3 часов. Отдыхали тут же, не уходя, домой. Медикаменты, которые удавалось «достать», прятали среди раненых, а потом выносили из больницы и переправляли партизанам. И.И. Васильцов вспоминает, что хирург М.А. Ковальчук принес целую наволочку медикаментов, которые положил ему под голову.
Врачи многократно выезжали в леса для оказания медицинской помощи раненым партизанам, а в некоторых ситуациях, когда необходимо было выполнять сложные операции, раненых партизан тайно доставляли в больницу. Таким образом, в 1943 году врач Дорошевич А.И. вылечила, а затем переправила в лес раненого партизана. Чем могло закончиться для нее лечение советского патриота, не сложно догадаться.
Советские медики распространяли сводки «Совинформбюро» о положении дел на фронте, что поднимало дух раненым. Особенно запомнились сводки об успешном контрнаступлении Красной Армии под Москвой. Люди поверили, что Красная Армия способна победить и освободить народы СССР от коричневой чумы, а впереди было еще долгих 3 года оккупации…
Врач-хирург Дорошевич Антонина Ивановна и Комарова Татьяна Фроловна долгие годы работали в послевоенные годы в здравоохранении г. Могилева.
Уважаемые могилевчане! Любая информация о боевых действиях Ваших родственников, знакомых (медиках) в годы Великой Отечественной войны, их фотографии будут использованы при подготовке экспозиции в музее УЗ «Могилевская городская больница СМП».
Заместитель главного врача
Лазаренко Г.Г.